Декабрь
24
Чем и как заниматься с ребенком 3 -7 лет, чтобы он вырос гармоничной личностью? Мысли заботливой мамы и частой гостьи моего блога
Добрый день, дорогие читатели и гости моего блога, в особенности мамочки деток от 3 до 7 лет! Ведь сегодня моя статья будет больше касаться не обучения английскому (хотя его мы тоже коснемся), а всестороннего развития наших детей.
Одна моя постоянная читательница Марина - также как и я — педагог и мама 7-летней девочки, рассказала мне свою историю — историю занятий со своим ребенком, идеи и мысли по поводу этого... У нее за плечами большой опыт, которым она очень хочет поделиться. Ну что же, я была очень рада услышать ее рассказ — ведь тема всестороннего и гармоничного развития детей мне очень близка, так как я понимаю, что от правильного подхода к этому делу зависит будущее ребенка в полном смысле этого слова. Согласитесь?
В ее истории содержатся и мои заметки и дополнения, которые я указываю в скобках с пометкой — ред.
Этот рассказ для тех, кто разделяет мое мнение о том, что есть на свете самая почетная и самая важная работа на свете — БЫТЬ МАМОЙ! И пусть цена за эту работу — бессонные ночи и беспокойство по любому поводу (от новой ссадины на коленке до любой контрольной в школе), все равно нет на свете другой работы, которая бы приносила столько удовольствия и удовлетворения!
Содержание:
Я — счастливая мама 7-летней стрекозы Анюты. Мне очень хочется поделиться с Вами тем опытом, который я накопила за эти годы, чтобы облегчить Вам жизнь и помочь разобраться в том огромном потоке информации, который переполняет нашу жизнь.
Каждую мамочку больше всего волнуют 2 вопроса: здоровье и развитие ребенка. Про здоровье лучше поговорить со специалистом, а вот в развитии я за эти годы стала настоящим профи! Чем мы только не занимались с Анютой:
- развивающие занятия для детей в школе раннего развития,
- английский,
- танцы,
- музыка,
- рисование песком,
- тестопластика,
- театральная студия,
- каратэ...
Короче, у меня есть чем с Вами поделиться в этой статье. Но, обо всем по порядку.
Мы с Анютой начали свое путешествие по многочисленным развивающим занятиям в возрасте 3-х лет. Это было мое сознательное решение. Дело в том, что к 3-х летнему возрасту у ребенка формируется стремление к самостоятельности и появляется понимание своего «Я». Помните, наверное, это знаменитое: «Я сама!» или «Я сам!»
В этот момент очень важно поддержать, а не сломать это стремление, потому что оно сопровождается повышенной чувствительностью к признанию достижений, результатов деятельности и обостренной чувствительностью. Т.е. всю эту активность, ранимость и стремление к достижениям нужно направить в мирное русло, например, в школу раннего развития. В этом возрасте малышу очень важно постоянно получать Ваше одобрение и поддержку. Не скупитесь на похвалы и восторг!
Какие развивающие занятия лучше всего выбрать для 3-х летнего малыша?
Скажу сразу, что не бывает 2-х одинаковых детей, и главное в выборе учитывать индивидуальные особенности ребенка, его склонности и увлечения. Как их определить? Это очень легко сделать во время домашних занятий, если придумывать разнообразную деятельность для ребенка (в одной из своих статей я делала обзор полезных книг по тематике развивающих игр — думаю, вам будет интересно — ред.)
Мы, например, активно использовали все возможные конструкторы, пазлы, занимались аппликацией, конструировали бумажную одежду для кукол, громко пели и танцевали. На примере этих занятий дома мне стало понятно, что у меня активный ребенок, которому нужны специальные методики игрового построения занятий.
Важный вывод: Дорогие мамочки, не пытайтесь реализовать в ребенке свои собственные не сбывшиеся мечты о бальных танцах, балете или скрипке! И не давайте папам и бабушкам делать тоже самое! Нельзя отдать на виолончель прирожденного хоккеиста и удивляться, почему так тяжело идет музыка. Прислушивайтесь внимательно и с уважением ко мнению своего ребенка наблюдайте за ним во время домашних занятий, пробуйте много разных секций и центров, чтобы найти именно то, что соответствует его талантам, желаниям и потребностям. Развивающие занятия или спортивные секции будут работать и приносить пользу только в том случае, если малыш будет считать их увлекательными и стремиться сам туда ходить!
Есть у меня такой пример в ближайшем окружении:
Папа, который считает гимнастику королевой спорта, отдает своего сына в 4 года на акробатику. Целый год ребенка, как козу на веревке, водят на занятия, несмотря на протесты. В 5 лет мама решает, что фехтование это красиво и круто (к тому же сама в детстве занималась рапирами). И еще год мальчишка с заплетающимися ногами ходит на фехтование. Потом вступают бабушки и дедушки, которые говорят про плаванье. С 6 до 7 малыш болеет отитами, но ходит в бассейн.
И только в возрасте 8 лет, происходит тот самый важный разговор о том, чего же хочет ребенок. Выясняется, что он мечтал все это время быть вратарем. Вот уже год, как счастливый мальчишка стоит на воротах и не пропускает ни одного занятия в секции по футболу. Уже и на международные турниры начал ездить!
Но вернемся к нашему с Анютой путешествию по секциям, школам и развивающим детским центрам. Начали мы со школы выходного дня. В занятия входили такие предметы как:
- Развитие речи
- Основы математического счета
- Окружающий мир
- Тестопластика
- Рисование на песке
Сейчас расскажу подробней. Начнем с основных предметов — развитие речи и математика. В возрасте 3-х лет все эти занятия должны проходить только в игровой форме. Хорошо, что сейчас разработана масса методик, позволяющих реализовать это через сюжетно-ролевые игры и динамические артикуляционные игры. Не буду подробно расписывать нюансы методики, главное — занятия превращаются в веселые кричалки, дразнилки, кривлялки и сочинялки!
Окружающий мир — это развивающие занятия направленные на изучение природы, свойств предметов и явлений. Т.е. то, что больше всего интересует ребенка. Помните эти любимые всеми взрослыми вопросы: почему вода мокрая, а небо синее? Тут главный подход — практические эксперименты. Если трансформация вода-лед-вода-пар, то она должна быть практической и показана ребенку прямо на занятии. Только тогда он не забудет эти знания больше никогда. По ходу этих занятий развивается память и логика.
Тестопластика — это лепка, но с использованием настоящего теста, а не пластилина. Поделки получаются очень веселые и с тестом работать намного приятней тактильно. Потом готовые фигурки можно раскрасить простой акварелью и высушить в духовке. Они надолго сохранятся без потери формы и цвета. Вот Вам, мои дорогие, прекрасная идея для изготовления рукотворных подарков-шедевров от своего малыша для бабушек и дедушек.
Рисование на песке — это одинаково увлекательное развивающее занятие как для детей, так и для родителей. Детки погружаются в мир своих фантазий, развивая воображение и креативное мышление. Они способны создавать целые сказки с сюжетом! Это занятие нравится и полезно ребятам любого возраста: оно необычайно развивающее (от мелкой моторики до снятия гиперактивности и плохой энергии) и очень креативное (ничто так не развивает воображение, как создание песочных перетекающих друг в друга картин и целых сказок-мультфильмов собственного производства). Познакомьте Вашего малыша с волшебным, успокаивающим и необыкновенно творческим искусством — рисованием на песке!
4-5-летний возраст — чем занять теперь?
В возрасте 4 лет мы включили в нашу развивающую программу английский и музыкально-танцевальные занятия в студии. В этом возрасте для ребенка становятся важными отношения и взаимодействие со сверстниками. Дело в том, что в возрасте 4-5 лет ребенок стремится к взаимодействию (игровому, выполнению общих задач, общению) со сверстниками. В этом возрасте появляется необходимость в признании не только со стороны родителей, но и со стороны друзей.
Существует множество мнений и мифов по поводу раннего изучения иностранного языка детьми. Английский в 4 года? Когда с русским еще все не очень хорошо? Ребенок начнет путать языки и не в состоянии выучить грамматику... Все последние исследования в этой области показывают, что у детей билингвов (тех, которые с раннего детства начали изучать второй язык) выше мозговая активность, лучше развита память, воображение и мышление (читайте об этих исследованиях в одной из моих статей — ред.).
Кроме того, при использовании правильных методик у ребенка в мозгу просто формируется еще 1 дополнительный языковой центр и таких центров может быть несколько: английский, русский, французский... Волшебный портал в страну многоязычия без языкового барьера закрывается в возрасте 9-10 лет.
Поэтому начинать занятия английским в возрасте 4-5 лет (и даже 3! — ред.) — отличная идея! Кроме того, современные методики изучения иностранных языков не предполагают никаких занятий по грамматике в этом возрасте. Дети начинают сначала говорить, а потом, значительно позже, читать и писать.
Вообще, в возрасте 4-5 лет нам очень помогла развивающая методика Буквограмма. Вооружившись этой простой и эффективной методикой, мы смогли существенно улучшить память, концентрацию внимания, быстро научились читать, да и речь она нам помогла развить, как устную, так и письменную (подробнее о ней и ее авторе можно узнать на официальном сайте, а также на ozon — ред.).
Дело в том, что БУКВОГРАММА — комплексная методика и работает одновременно в 3-х направлениях:
- Помощь в развитии устной и письменной речи;
- Коррекция поведения и коммуникаций (тут как раз про усидчивость, концентрацию и умение слушать!);
- Общее психологическое развитие (это про память, мышление, скорость реакции!).
Одним словом, находка для заинтересованной в развитии своего ребенка мамы: 3 в 1!
При этом занятия совсем не грузят (ни маму, ни ребенка): занимают максимум 30 минут в день и проходят весело и интересно, по красочным материалам из курса.
Кстати, в БУКВОГРАММЕ есть еще и приложение, при помощи которого можно заниматься английским. Также легко и эффективно, как и русским!
С английским нас еще очень выручил и продолжает выручать сайт lizasenglish (спасибо за упоминание -ред.): там очень много веселых песенок, стишков, сказок и других материалов, по которым можно заниматься с ребенком. Очень удобно, когда есть такой ресурс (при том авторский!), где в 1 месте собрано такое количество полезностей!
В 6-летнем возрасте многие родители сталкиваются с первым серьезным кризисом личности: самоопределение и потеря непосредственности. В этом возрасти ребенок начинает думать, что нужно сказать, а что нет, как его воспринимают и оценивают окружающие. Он выбирает с кем дружить, а с кем нет. Одним словом, не просто! Но несмотря на все эти новые сложности, продолжать занятия нужно, только именно те занятия, которые по-настоящему увлекают ребенка и нравятся ему.
У нас, например, в возрасте 6 лет возникло каратэ! Да, да, девочка Анюта пошла заниматься каратэ — нужно было занимать свою позицию среди сверстников и она выбрала этот путь, о чем мы не жалеем. Уверенная в себе (благодаря каратэ), моя уже 7-летняя Анюта продолжает заниматься английским, подготовительными занятиями к школе по методике БУКВОГРАММА и в музыкально-танцевальной студии. Я уверена, что с БУКВОГРАММОЙ мы сдадим вступительные тесты в любой лицей.
Дорогие мамочки, развитие детей не простая задача, требующая массы времени, терпения и сил. Я очень надеюсь, что моя статья помогла Вам разобраться в этом чуточку получше и сэкономила Вам немного времени, а может и вдохновила на совместные занятия с вашим ребенком ;-).
В любом случае, желаю каждому ребенку и каждой маме только положительных эмоций от занятий и, конечно, положительных результатов!
Мой список находок:
В заключение, дорогие мои, я хочу привести вам список своих интересных находок для занятий с вашими любимыми (для разных возрастов и интересов) — все это можно приобрести в магазине ozon.
Конструктор-макет «Рождественский замок» или «Рождественские сани» — это похоже на объемные пазлы. Получается очень красиво — так как в наборе еще и подсветка! А пользы для развития сколько!.. С 4-5 лет детишки осилят их, получив еще и массу удовольствия!
Наборы для лепки «Кинетический песок с формочками» или «Изготовление десертов — тесто». Мелкая моторика развивается просто отлично. А яркие цвета не перестают радовать глаз. У нас с Миланой есть оба набора. Начали лет с 4 и продолжаем наслаждаться по сей день)).
Аппликации могут стать целыми шедеврами, которые навсегда останутся в вашей коллекции совместных поделок и украсят любую самую мрачную стену!) Вот такие 2 будущих шедевра мне лично приглянулись. Жираф и Кит. Эти аппликации отличаются тем, что их можно переделывать несколько раз, а детальки двигать и придавать движение зверям. Подойдут малышам от 3-х лет.
Различные наборы для опытов привлекают детский пытливый ум. Мне лично они тоже по душе. Подойдут особо наблюдательным детям, которые любят кропотливо разбираться во всех деталях. Микроскоп — для ребяток от 6 лет, а вот самодельный звонок можно пробовать мастерить не раньше 7.
Читайте интересное по теме:
- Читать запись полностью
- Читать запись полностьюЗдравствуйте, мои прекрасные весенние читатели) Уже апрель и душа поет!.. ...
- Читать запись полностью
- Читать запись полностьюПривет, дорогие друзья! Новый год совсем близко, и уже завтра ...
Комментариев к статье: 12
Хорошее развитие моим детям даёт детский сад, школа и общение с друзьями, поэтому в этом плане я неважный специалист, а вот специалистом по здоровью детей за 8 лет материнства мне удалось стать:)))
Нина, это тоже очень важно! И здорово, что у вас есть такой опыт — без здоровья никуда сейчас!
Спасибо за интервью. Всегда интересно прочитать про опыт других мам:)
Спасибо за полезную и интересную информацию!
У меня старшему сыну в апреле будет 6 лет, тоже собираюсь отдавать в какую нибудь секцию. Хочется в хоккей и ему вроде нравится, только возить почти через весь город придеться возить каждый день. Но морально уже готовлюсь, что домой буду приезжать после работы в 8 вечера;)По поводу английского заставили задуматься, осталось только найти время на все это!
Да, со временем вопрос сложный!
Моему сыночку как раз три года исполнилось недавно, но что-то «Сам» еще не пытается проситься делать. Много ленится. Если что-то не получается, просто не будет это делать и все, из-за принципа.)
Спасибо большое за статью, в последнее время все чаще на глаза стала попадаться информация о «Буквограмме». Вот и думаю, может тоже приобрести? У меня как раз младшие сыновья одному 3года и другому 10л. Оба ленивые. Школьник который, вообще не любит школу. Как заинтересовать даже и незнаю уже. А в интернете много рекламы, а которой верить — снова под вопросом. Все же не выкупишь. Хочется получить действительно реальный отзыв того человека кто уже испробовал данный продукт.
Согласна, Нина! Буквограмма разработана специалистами, знающими свое дело. Я слышу уже не первый положительный отзыв о ней. Но все же там предусмотрена совместная деятельность с ребенком, а не самостоятельная! Нужно быть к этому готовой, чтобы получить нужный результат!
Точно подмечено, что надо следовать за индивидуальностью ребенка. У меня двое мальчишек, и они очень разные. С кружками у нас не очень складывается из-за здоровья, чаще ходили на общие развивашки. Но выбирая занятия и игры дома, я прежде всего ориентируюсь на текущий интерес ребенка. Например, младший в два года подсел на интеллектуальные игры — пазлы и изучение букв А вот с творчеством у нас слабовато пока...
Да, Ольга, все индивидуально! У меня хоть и один ребенок свой, зато «несвоих» было очень много...) и у каждого в теме изучения английского языка были свои особенности. И это совершенно нормально — главное родителям это понять и не вытягивать невозможное из бедного дитятки!
Не понаслышке знакома ситуация с мальчиком и спортивными секциями. Учитывать мнение ребенка действительно очень важно.
Не могу не согласиться!