Ноябрь
11
Ох, эта транскрипция... Нужна ли она детям при изучении английского языка?
Комментариев: 15
Рубрика: Английский для детей
Доброе-доброе-доброе утро, планета!
Не знаю, как у вас, конечно, но на моей планете английского (под названием Liza's English) сейчас именно утро. И важную информационно-практическую статью об английской транскрипции я решила-таки написать на бодрую утреннюю голову. Думаю, вы не против). Тогда начнем разбор этой простой, но часто вызывающей много вопросов темы.
Содержание:
- Нужна ли транскрипция?
- Для чего ее придумали?
- Гласные звуки.
- Согласные звуки.
- Дифтонги (двойные звуки).
- Немного практики.
И начну я с вопроса:
А нужна ли английская транскрипция вообще?
Что вам на это сказать?.. Если в школьной программе по английскому языку ее проходят и заставляют учить, тогда конечно не отвертеться! Если же говорить глобально, то ее отсутствие при изучении английского никак не скажется на результатах и знаниях.
НО! Так как наши дети все-таки изучают английский язык, то знать о том, что такое транскрипция в нем — это дело чести. Это примерно так же, как важно знать, что в русском языке есть 6 падежей (и этим, кстати, он и отличается от английского и многих других). Но ведь мы можем научиться говорить и писать слова, не задумываясь о том, какой падеж в них нужно использовать... "Иван Родил Девчонку... Ну вы меня поняли, думаю.
Поэтому мой вердикт — будем изучать! Но быстро и без всяких растягиваний на год! Урок или два — и «английская транскрипция» станет самым приятным словосочетанием на свете...
Кроме этого, владея способностью расшифровывать английскую транскрипцию, любой школьник и взрослый сможет прочитать и произнести любое, даже самое «страшно-непонятное» слово в английском словаре!!!
Для чего ее придумали?
Придумали ее очень-очень давно, при этом сами англичане, для себя — когда поняли, что сами не всегда могут понять, как читается то или иное слово.
Дело в том, что в английском языке есть правила чтения, согласно которым можно читать слова правильно. Например, такое правило: «В закрытом слогe английская буква „a“ будет читаться так (слова bag, laptop )». Но при этом, в этих правилах так много исключений, что их порой и запомнить невозможно (например, к этому правилу возьмем исключение со словом c закрытым слогом task, в котором буква «a» уже читается по-другому).
Ну вот и придумали такое понятие, как транскрипция, чтобы каждое английское слово можно было прочитать корректно, даже не зная правил, а просто владея набором транскрипционных значков.
Иногда вы можете увидеть два варианта одного значка, это нормально. Оба из них имеют место быть. Мои аналогии с русскими буквами очень условны. Главное здесь — услышать звук и как можно точнее его сымитировать.
Транскрипционные значки для гласных звуков
[ i ] или [ ı ] звук, похожий на «и», но более отрывистый и твердый.
[ е ] звук, похожий на «е», но более отрывистый и твердый.
[ ӕ ] звук, похожий на «э», но более широкий.
[ ɔ ] или [ ɒ ] звук, похожий на «о», но более отрывистый и открытый.
[ ∧ ] звук, похожий на «а», но более отрывистый.
[ u ] или [ ʋ ] звук, похожий на «у», но более отрывистый.
[ i: ] звук, похожий на долгую «и».
[ ɔ: ] звук, похожий на долгую «о».
[ ɑ: ] звук, похожий на долгую и глубокую «а».
[ u: ] звук, похожий на долгую «у».
[ ə: ] или [ɜ:] звук, напоминающий что-то среднее между «о» и «ё».
В английском языке есть один единственный транскрипционный значок, который обозначает неударный гласный — [ə] . Произносится он очень коротко и невнятно. Часто мы слышим его на конце слов, заканчивающихся на безударные гласные. Teacher, computer...
Транскрипционные значки для согласных звуков
[ p ] звук, похожий на «п».
[ b ] звук, похожий на «б».
[ t ] звук, похожий на «т».
[ d ] звук, похожий на «д».
[ k ] звук, похожий на «к».
[ g ] звук, похожий на «г».
[ f ] звук, похожий на «ф».
[ v ] звук, похожий на «в».
[ s ] звук, похожий на «с».
[ z ] звук, похожий на «з».
[ m ] звук, похожий на «м».
[ n ] звук, похожий на «н».
[ l ] звук, похожий на «л».
[ h ] звук, похожий на воздушную «х».
[ ʃ ] звук, похожий на «щ».
[ tʃ ] звук, похожий на «ч».
[ ʒ ] звук, похожий на «ж».
[ dʒ ] звук, похожий на «дж».
[ r ] звук, похожий на «р».
[ j ] звук, похожий на «й». Смягчает гласные, напр. [ jɒ ] [ je ] [ ju: ]
[ w ] звук, произносимый губами.
[ ŋ ] звук, похожий на «н», произносимую в нос.
[ θ ] глухой межзубной звук.
[ ð ] звонкий межзубной звук.
Транскрипционные значки для дифтонгов (двойных звуков)
[ aı ] или [ ai ] звук, похожий на «ай».
[ eı ] или [ ei ] звук, похожий на «эй».
[ ɔı ] или [ ɔi ] звук, похожий на «ой».
[ aʋ ] или [ au ] звук, похожий на «ау».
[ əʋ ] или [ ou ] звук, похожий на «оу».
[ ıə ] или [ iə ] звук, похожий на «иэ».
[ ʋə ] или [ uə ] звук, похожий на «уэ».
[ eə ] или [ εə ] звук, похожий на «эа».
Время практики
Ну вот мы и рассмотрели с вами все знаки английской транскрипции. Большинство из них ребята и взрослые запоминают довольно легко. Сложности иногда возникают со значками, обозначающими дифтонги или некоторые звуки, совсем не похожие на русские. Но это быстро исправляется, если сразу закрепить все хорошей практикой и упражнениями, чем мы сейчас и займемся.
Рекомендую купить и пройти онлайн курс Английский с нуля (от небезызвестного сервиса LinguaLeo). Там подробно разбираются буквы и звуки английского языка. Транскрипцию тоже хорошо можно проработать. Регистрируйтесь и пробуйте курс бесплатно. Если понравится, вперед!..
Упражнение 1
Первое, что нужно сделать — повторять несколько раз звук, соответствующий определенному знаку английской транскрипции. Идите по порядку (по тому списку, который я дала). Повторяйте один звук по 3-5 раз, пытаясь при этом ассоциировать сложный значок с образом. Например, повторяя звук [ ӕ ], представляйте себе кошечку [ kӕt], шляпу [hӕt] или любой другой образ, но только пусть этому образу будет соответствовать слово, которое в английском произносится именно с этим звуком. Например, у меня в голове возник образ сумки [bӕg] вот с таким фирменным значком.))
Ну как? Сложно? Если да, то поделюсь с вами моими идеями касательно самых «несговорчивых» знаков транскрипции. Прошу не судить строго мои корявенькие картинки. Клянусь, в моем воображении они выглядят намного симпатичнее)).
Значок [ ʋ ] — образ ступни-пятки.
Слово foot [ fʋt ] .
Значок [ ɜ: ] - образ птицы.
Слово bird [ bɜ:d ] .
Значок [ ʃ ] — образ туфли.
Слово shoe [ ʃu:] .
Значок [ tʃ ] - образ цыпленка.
Слово chick [ tʃık ] .
Значок [ dʒ ] — образ страницы в учебнике.
Слово page [peıdʒ ] .
Значок [ j ] — образ галочки, правильного ответа.
Слово yes [jes] .
Значок [ ŋ ] — образ длинной и неровной дороги.
Слово long [lɒŋ] .
Значок [ θ ] — образ цифры три.
Слово three [θri:] .
Значок [ ð ] — образ матери с младенцем.
Слово mother [m∧ðə] .
Упражнение 2
- Сейчас будем читать с вами простые слова с разным звуками. Ваша задача — посмотреть на слово, прослушать его произношение, повторить, а потом догадаться, какой транскрипционный значок из представленных ниже соответствует звуку в слове (нужные гласные буквы или сочетания будут подчеркнуты).
[ ı ] [ е ] [ ӕ ] [ ɒ ] [ ∧ ] [ ʋ ] [ i: ] [ ɔ: ] [ ɑ: ] [ u: ] [ɜ:]
bird | family | cool |
pig | butter | first |
doll | eat | sit |
last | bed | car |
apple | clock | men |
daughter | put | clean |
doctor | fruit | kitchen |
dark | girl | dinner |
door | trolley-bus | cap |
foot | book | ball |
- Теперь вы увидите другие слова, которые также нужно будет прослушать и повторить, а затем выбрать необходимый знак транскрипции из представленных ниже, которому соответствует тот или иной звук (нужные согласные буквы или сочетания будут подчеркнуты в словах).
[ p ] [ b ] [ t ] [ d ] [ k ] [ g ] [ f ] [ v ] [ s ] [ z ] [ m ] [ n ]
[ l ] [ h ] [ ʃ ] [ tʃ ] [ ʒ ] [ dʒ ] [ r ] [ j ] [ w ] [ ŋ ] [ θ ] [ ð ]
between | very | window |
village | street | zoo |
thin | then | teacher |
sugar | telephone | five |
hundred | must | night |
middle | number | present |
black | kitten | give |
knife | horse | room |
pink | sponge | king |
page | factory | you |
- Следующие слова содержат в себе дифтонги. Слушаем, повторяем и выбираем нужный знак транскрипции для подчеркнутых букв и буквосочетаний.
[ aı ] [ eı ] [ ɔı ] [ aʋ ] [ əʋ ] [ ıə ] [ ʋə ] [ eə ]
fear | name | behind |
wardrobe | chair | tone |
poor | cake | town |
here | tour | coin |
brown | those | hare |
July | boy | table |
trousers | yellow | bike |
care | near | so |
- Заключительное в этом разделе упражнение на выбор верного варианта транскрипции к слову из двух предложенных. Схема работы та же: слушаем, повторяем, а потом выбираем.
cup [ kʌp ] или [ kӕp ]
twelve [ tvelv ] или [ twelv ]
month [ mɑ:nθ ] или [ mʌnθ ]
rain [ raın ] или [ reın ]
farm [ fɜ:m ] или [ fɑːm ]
large [ lɑːʒ ] или [ lɑːdʒ ]
spoon [ spuːn ] или [ spɔ:n ]
fair [ feə ] или [ fıə]
say [ seɪ ] или [ seə ]
now [ nəʋ ] или [ naʊ ]
June [ tʃ uːn ] или [ dʒuːn ]
Упражнение 3
Ну что же, пришло время и самим писать транскрипцию к словам. Я думаю, у вас все получится! День или два — и тема английской транскрипции станет для вас такой легкой, какой она вам даже и не снилась)). Еще раз напомню вам, что безударные слоги часто обозначаются так [ ə ].
after, box, write, with, open,
season, shut, round, tall, number,
shirt, plus, jam, song, yogurt, hate
Упражнение 4
Это упражнение состоит в том, чтобы тренироваться читать много английских слов по транскрипции. Для детей самым лучшим вариантом здесь будут карточки с английскими словами и транскрипцией к ним. Некоторые авторы (например, Носова, Епанова) специально разрабатывают такие карточки — ведь они помогают не только закрепить выученные знаки транскрипции, но и легко пополнить свой словарный запас. Вот такие интересные карточки я нашла в магазине Лабиринт. Здесь самые основные тематики и слова:
Комплект «Дикие животные»
Комплект «Фрукты»
Комплект «Человек»
Комплект «Профессии»
Комплект «Школа»
Комплект «Дом»
Ну вот, я это и сделала, друзья!
А вы? Справились? Если есть какие-то вопросы, обязательно задавайте мне их. Я постараюсь на них ответить.
Буду благодарна, если вы поделитесь данными материалами в своих любимых соцсетях. Это будет так называемый небольшой вклад в дальнейшее развитие моего ресурса.
И еще — справа в сайдбаре моего сайта вы можете найти удобный сервис «Транскрипция онлайн» — в поле вводим любое английское слово и получаем его транскрипцию. Пользуйтесь!
Кроме этого, приглашаю вас в мою вкусную рассылку (на нее вы можете подписаться в конце этой статьи — после формы подбора репетитора)! Самое полезное и интересное об английском и не только...
Ответы к упражнениям:
упр.2
bird [ɜ:] | family [ ӕ ] | cool [ u: ] |
pig [ ı ] | butter [ ∧ ] | first [ɜ:] |
doll [ ɔ: ] | eat [ i: ] | sit [ ı ] |
last [ ɑ: ] | bed [ е ] | car [ ɑ: ] |
apple [ ӕ ] | clock [ ɒ ] | men [ е ] |
daughter [ ɔ: ] | put [ ʋ ] | clean [ i: ] |
doctor [ ɒ ] | fruit [ u: ] | kitchen [ ı ] |
dark [ ɑ: ] | girl [ɜ:] | dinner [ ı ] |
door [ ɔ: ] | trolley-bus [ ∧ ] | cap [ ӕ ] |
foot [ ʋ ] | book [ ʋ ] | ball [ ɔ: ] |
between [ w ] | very [ v ] | window [ w ] |
village [ v ] [ dʒ ] | street [ s ] | zoo [ z ] |
thin [ θ ] | then [ ð ] | teacher [ tʃ ] |
sugar [ ʃ ] | telephone [ f ] | five [ f ] [ v ] |
hundred [ d ] | must [ t ] | night [ t ] |
middle [ l ] | number [ m ] | present [ p ] |
black [ b ] | kitten [ k ] | give [ g ] |
knife [ n ] | horse [ h ] | room [ r ] |
pink [ ŋ ] | sponge [ dʒ ] | king [ ŋ ] |
page [ dʒ ] | factory [ r ] | you [ j ] |
fear [ ıə ] | name [ eı ] | behind [ aı ] |
wardrobe [ əʋ ] | chair [ eə ] | tone [ əʋ ] |
poor [ ʋə ] | cake [ eı ] | town [ aʋ ] |
here [ ıə ] | tour [ ʋə ] | coin [ ɔı ] |
brown [ aʋ ] | those [ əʋ ] | hare [ eə ] |
July [ aı ] | boy [ ɔı ] | table [ eı ] |
trousers [ aʋ ] | yellow [ əʋ ] | bike [ aı ] |
care [ eə ] | near [ ıə ] | so [ əʋ ] |
[ kʌp ]
[ twelv ]
[ mʌnθ ]
[ reın ]
[ fɑːm ]
[ lɑːdʒ ]
[ spuːn ]
[ feə ]
[ seɪ ]
[ naʊ ]
[ dʒuːn ]
упр.3
[ ˈɑːftə ], [ bɒks ], [ raɪt ], [ wɪð ], [ ˈəʊpən ],
[ ˈsiːzn ], [ ʃʌt ], [ raʊnd ],[ tɔːl ], [ ˈnʌmbə ],
[ ʃɜːt ], [ plʌs ], [ dʒæm ],[ sɒŋ ], [ ˈjɒɡət ], [ heɪt ]
Читайте интересное по теме:
- Читать запись полностьюMy bedroom. Моя спальня. [audio mp3="https://lizasenglish.ru/wp-content/uploads/2016/09/text-bedroom.mp3"][/audio] This ...
- Читать запись полностьюПриветствую, мои дорогие читатели. Каким бы ни было ваше желание ...
- Читать запись полностьюПриветствую, мои дорогие читатели. Я знаю, что многие из вас ...
- Читать запись полностьюРада приветствовать в моем блоге! Сегодня мы поговорим о важной ...
Комментариев к статье: 15
Английская транскрипция всегда ставила меня в тупик. Впервые нашла то, что понятно и доступно.
Спасибо, автору.
Рада, что информация оказалось легкой для восприятия.
Ребенок учится во втором классе английской школы) Вроде все значки с ним выучили, но у доски так переволновался, что забыл, и получил трояк)) Статья напомнила, как мы с ним все это учили, тоже стараюсь облегчить ассоциациями, так проще)
Да, проще и интереснее. А там где интереснее, там и результативнее)
Я очень рада что пришла к вам и надеюсь что мы сможем поправить наш английский. Этот урок в дополнение к книги которую мы сейчас слушаем «Путешествие в страну READWRIT» Надеюсь у нас все получиться, сыну очень нравиться. Это главное.
Действительно, это главное, Татьяна! Если у него есть интерес, значит все получится! Успехов!
Спасибо за ряд интересных и полезных упражнений на транскрипцию,даже не в каждом учебнике такое найдешь!
Да, в учебниках такую информацию не дают — по крайне мере, в тех, что я знаю)). Рада, что вам было полезно!
[ l ] звук, похожий на «п». В чём прикол? Это буква «л», и она звучит как «п»?
Действительно прикол)) Это была опечатка! Спасибо, недоразумение жестоко исправлено!)
Елизавета, большое спасибо за такие содержательные и интересные, да ещё и бесплатные материалы!
На здоровье! Рада, что вам они помогают.
Добрый день! Не вижу, где на сайте сервис «Транскрипция онлайн». Не подскажите?
Добрый день. К сожалению, этот сервис уже недействителен.
Спасибо!